Понедельник, 21.01.2019, 11:27
Приветствую Вас Гость | RSS

САЙТ УЧИТЕЛЯ ГЕОГРАФИИ ПЕТРОВОЙ ЛЮДМИЛЫ АНАТОЛЬЕВНЫ

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 18
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Инклюзивное образование » модель инклюзивного образования

Модель инклюзивного образования

                                                                     Формирование модели инклюзивного образования детей с

                                      ограниченными возможностями здоровья в МОУ СОШ №3.

Обоснование необходимости реализации проекта.
О том, что такое инклюзивное (от анг. inclusive - включающий) образование, знают многие. Ведь интеграция детей с ограниченными физическими возможностями в общеобразовательные учреждения - это закономерный этап развития системы специального образования в любой стране мира. В этот процесс вовлечены все высокоразвитые страны, в том числе и Россия. Возможность получения детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми -инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации.
В основе инклюзивного образования лежит право человека на образование, провозглашенное во Всемирной декларации Прав человека (1949). Столь же важным является право ребенка не подвергаться дискриминации, которое предусмотрено в Конвенции о правах ребенка (1989). Следствием этого права является то, что дети вправе получать тот вид образования, который не подвергает их дискриминации на основании умственной или физической инвалидности, обеспечивает развитие личности, способствует включению в общество и преодолению отчуждения.

Права детей – инвалидов и молодежи с инвалидностью на инклюзивное образование определяются так же международными документами – Декларацией Всемирной Конференции по образованию для всех (1990, Джомтьен), Стандартными правилами ООН по обеспечению равных прав и возможностей для людей с инвалидностью (1993), Саламанкской декларацией действий (ЮНЕСКО, 1994), Дакарскими рамками действия (Всемирный форум по образованию 2000).

Обеспечение прав инвалидов на образование помимо соответствующей политики государства требует механизмов и поддержки системы образования, чтобы обеспечить эти права, особенно для детей и молодежи.
Законодательство Российской Федерации, в соответствии с основополагающими международными документами в области образования, предусматривает принцип равных прав на образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья - как взрослых, так и детей. Гарантии права детей с ограниченными возможностями здоровья на получение образования закреплены в Конституции Российской Федерации, Законе Российской Федерации "Об образовании", Федеральных законах от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", от 24 ноября 1995 г. 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Веру в то, что интеграция/инклюзия в ближайшее время станут для Российской Федерации не экспериментом, но массовой практикой, вселяет и ратификация нашей страной Конвенции ООН о правах инвалидов (сентябрь 2008), и то, что новый 2009/10 учебный год Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев открыл в столичной школе, работающей в рамках инновационной программы «Инклюзивное образование».
В целях реализации положений указанных законодательных актов органами государственной власти субъектов Российской Федерации должны быть приняты исчерпывающие меры организационно-правового характера, обеспечивающие решение вопросов организации предоставления образования детям с ограниченными возможностями здоровья, отнесенных к их компетенции.
Готово ли наше общество и государство переосмыслить свое отношение к инвалидам, признать равенство их прав и осознать свою обязанность обеспечить таким людям равные со всеми другими возможности в разных областях жизни, включая образование?

Во многих субъектах Российской Федерации (Республика Карелия, Республика Саха (Якутия), Красноярский край, Ленинградская, Самарская, Ярославская области, г. Москва и другие) разработаны документы концептуального характера, посвященные вопросам развития образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Мероприятия, направленные на создание условий для получения образования детьми этой категории, реализуются в рамках региональных целевых программ развития образования или специально принятых для решения данных вопросов самостоятельных целевых программ.
В Томской области также начата работа по решению проблемы инклюзивного образования, которая должна решаться в связке с семьей, образовательным учреждением и общественными организациями.
В настоящее время образование детей-инвалидов в Томской области развивается в двух направлениях: в общеобразовательных школах и в специальных коррекционных образовательных учреждениях. На базе школы №54 и детского сада №40 проходит эксперимент по внедрению системы инклюзивного образования. В планах областного департамента общего образования - разработать и внедрить региональную программу инклюзивного образования
В рамках данного направления начинается развитие дифференцированной сети учреждений, осуществляющих деятельность по ранней диагностике и коррекции нарушений развития у детей, оказанию психологической, педагогической, социальной, медицинской, правовой помощи семьям с детьми, имеющими недостатки в физическом и (или) психическом развитии, по месту жительства, а также информирование населения об этих учреждениях и оказываемых ими услугах.
На сегодняшний день в Стрежевом уже существуют специализированные образовательные учреждения, непосредственно предназначенные для организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - коррекционные образовательные учреждения).Это, прежде всего, дошкольное образовательное учреждение компенсирующего вида-МДОУ№1, дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида- МДОУ №6, 9,11и специальная (коррекционная) школа- СКОШ, а также коррекционные и компенсирующие классы в общеобразовательных школах города. В городе на 2010-2011 учебный год нуждаются в получении образовательных услуг 29 детей, обучающихся на дому, и 150 детей-инвалидов. Таким образом, в Стрежевом ощущается острая необходимость во внедрении инклюзивного образования. Однако специалисты отмечают, что школьное пространство еще не подготовлено для нужд ребенка-инвалида,а модели перехода обычной школы на инклюзивное образование пока не существует. В то же время в МОУ СОШ№3 существует многолетний опыт обучения детей-инвалидов, детей с ограничениями по здоровью. С1996-97 учебного года в школе был открыт класс слабослышаших детей. В течение всего существования в школе есть дети, обучающиеся на дому, а также созданы классы компенсирующего и коррекционного обучения.
В стратегии развития школы на 2009-2012г.г.главным направлением является создание модели адаптивной школы , которая предусматривает внедрение адаптивных технологий в образовательный процесс. Следовательно, стратегия развития МОУ СОШ №3 неотрывно связана с внедрением и развитием инклюзивного образования.
Изучив и проанализировав существующие проблемы , противоречия и заказ общества в адаптивной школе, мы пришли к выводу о необходимости создания в МОУ СОШ №3 вариативных условий для получения инклюзивного образования детьми с ограниченными возможностями. Основным вариантом инклюзивного образования в МОУ СОШ №3 предлагаем считать дистанционное.
Инклюзивное образование - наиболее передовая система обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, основанная на совместном обучении здоровых детей и детей-инвалидов.
Обучаясь вместе, дети учатся жить вместе, стираются границы между инвалидами и здоровыми людьми. Ведь причиной инвалидности являются не столько медицинские проблемы, связанные с состоянием здоровья человека, сколько то состояние развития общества, которое своими барьерами препятствует реализации прав и свобод людей с нарушениями здоровья. Разрушение барьеров при получении образования приводит к объединению общественного пространства инвалидов и здоровых людей, меняется отношение к инвалидности: она считается не пороком, а особенностью того или иного человека.

По статистике, каждый одиннадцатый житель России имеет ту или иную форму инвалидности. Только в Томской области в настоящее время более 3,5 тыс. детей до 18 лет имеют статус ребенок-инвалид. В муниципальных общеобразовательных школах Томска обучаются более 740 детей-инвалидов, из них более 150 – на дому. Показатели Стрежевого на 2010-2011 учебный год:150 детей –инвалидов и 29 детей с ограничениями по здоровью, обучающихся на дому.
А в целом по России-это 13 миллионов человек с особенностями физического, психического или интеллектуального развития различной степени: врожденные или приобретенные в течение жизни нарушения опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, состояния психики, умственного развития. Они нуждаются в специально приспособленных условиях жизни и зачастую требуют посторонней помощи.
Инклюзия в широком смысле этого слова включает в себя не только сферу образования, но и весь спектр общественных отношений: труд, общение, развлечения. Везде должна быть создана доступная и доброжелательная атмосфера, преодолены барьеры среды и общественного сознания.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА
Создание условий для предоставления возможности учащимся с ограниченными возможностями по здоровью и детям-инвалидам г.Стрежевого на базе МОУ СОШ №3 реализовать право на получение качественного и доступного образования в дистанционном виде.
Обоснование выбора: Дистанционное образование позволит детям с ограниченными возможностями:
• самостоятельно более углубленно изучить предмет, нежели это происходит в режиме ограниченного количества часов при надомном обучении;
• организоваться в «виртуальные» классы посредством общения в режиме он-лайн конференции и работать совместными группами;
• общаться с преподавателями посредством веб-камеры или в чате, задавать вопросы и получать ответы, прослушивать лекции;
• получать предпрофильное образование;
• следить за своими успехами посредством программыNET-город;
• повысить свои информационно-коммуникативные компетенции;
• общаться с одноклассниками посредством использования программы скайп;
• чувствовать себя полноправными участниками образовательного процесса.
ЗАДАЧИ.
Разрабатывая вариативные формы инклюзии и внедряя их в практику, нами поставлены следующие задачи:
• провести расширенный анализ внутришкольной и, а также внутригородской численности детей-инвалидов и детей с ограничениями по здоровью на предмет нуждаемости в инклюзивном образовании;
• провести анализ форм заболевания у данной категории детей на предмет возможности их обучения с применением включающих и дистанционных форм;
• провести анализ потенциала и ресурса образовательного учреждения для перехода к реализации форм инклюзивного (дистанционного и включающего) образования детей-инвалидов и детей с ограничениями по здоровью;
• модифицировать учебные программы с учетом требований межпредметных связей, разноуровневости образовательного процесса, использования технологий компетентного образования;
• разработать и внедрить систему предупреждения и коррекции учебных затруднений учащихся с ограничениями по здоровью;
• обеспечить родителям возможность получать необходимую консультативную помощь;
• обеспечить педагогам, работающим с интегрированными детьми, постоянную и квалифицированную методическую поддержку.

ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА.

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА,
- Администрация и партнеры школы,
- Педагогический коллектив школы,
- Ученический коллектив,
- Родительская общественность.
- Медицинский персонал школы,
- Психолог, логопед.
- Системный администратор.
ИМЕЮЩИЕСЯ РЕСУРСЫ.
- Наличие в школе 33 компьютеров, доступ в Интернет.
- Школьная локальная сеть.
- Предметная медиатека (по математике, биологии, географии, химии, русскому языку, литературе, обучение в начальной школе, шахматы).

- Подготовленные к работе с компьютерными технологиями учителя-предметники.


НАПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

1. Обеспечение организационных условий
1.Создание координационного совета по внедрению инклюзивного образования в МОУ СОШ №3 в составе:
А).Директор и зам.директора (обеспечение нормативно-правового регулирования, мотивационная деятельность, подготовка кадров, связи с внешними структурами);
Б). Кураторы от ШМО (система модификации учебных программ, адаптированных к дистанционному образованию);
В). Психолог и соц.педагог(обеспечение социально-педагогического сопровождения);
Г). Медицинские работники (мониторинг и оценка здоровья);
Д).Родительская общественность и представители ученического коллектива (обеспечение донесения решений координационного совета);
2.Привлечение к инклюзивному образованию на базе МОУ СОШ №3 нуждающихся детей из других микрорайонов города;
3. Создание службы мониторинга (входной, промежуточный и итоговый контроль за качеством инклюзивного образования).

2. Обеспечение информационных условий


1. Создание медиатеки, адаптированной к инклюзивному дистанционному образованию;
2. Информационная поддержка и тиражирование в СМИ опыта МОУ СОШ №3 в направлении инклюзивного дистанционного образования;
3. Информирование педколлектива о деятельности координационного совета и развитии инклюзивного образования в МОУ СОШ№3;
4. Создание информационных листков для родительской и ученической общественности школы и города.

3. Обеспечение кадровых условий
1.Подготовка кураторов дистанционного образования;
2. Психологическая поддержка педагогов, направленная на развитие их взаимодействия с инвалидами;
3. Обучение и подготовка педагогических кадров к осуществлению дистанционного обучения;
4. Подготовка лаборанта для координации дистанционного образования.

4. Создание мотивационных условий
1. Включение в программу школы по стимулированию педагогических работников пункта о материальном поощрении педагогов, работающих в программе инклюзивного дистанционного образования;
2. Предоставление условий для тиражирования и представления своего опыта для широкой общественности города в направлении инклюзивного дистанционного образования.

5. Создание программно-методических условий


1.Утверждение плана работы координационной группы ;
2. Разработка и переработка существующих учебных программ с целью адаптации для инклюзивного дистанционного образования;
3. Создание медиатеки электронных пособий, уроков для детей, включенных в дистанционное образование.
4. Разработка критериев оценивания качества успеваемости на входном, промежуточном и итоговом этапах инклюзивного обучения.

6. Создание нормативно-правовых условий
1.Издание Приказа о деятельности координационного совета;
2.Утверждение положения о деятельности координационного совета Методическим советом МОУ СОШ №3
3. Разработка Положения об инклюзивном дистанционном образовании в МОУ СОШ №3 на основании Положения об инклюзивном образовании г.Томска
4.Лицензия МОУ СОШ № 33 от 10 августа 2009г., Свидетельство о государственной аккредитации № 56 от 27 февраля 2010г.,выданные Комитетом по контролю, надзору и лицензированию в сфере образования Томской области.

7.Создание материально-технических условий
1. Выделение администрацией города материально-технических средств (ноутбуки на каждого нуждающегося ребенка, доступ в интернет)
2. Обеспечение дистанционного образования программами вебинара (канал передачи информации со скоростью не менее 1 Мбит/с), скайпа;
3. Выделение ставки системного администратора для координации работы дистанционного образования.




МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ПРОЕКТНЫХ ЗАДАЧ.
Основными методами решения проектных задач являются:
1.Изучение нормативных документов по реализации доступного образования
2.Анализ качества существующей системы адаптации детей-инвалидов и детей с ограничениями по здоровью.
3.Составление администрацией, внешними экспертами независимых перечней направлений, средств повышения качества внутришкольной адаптивной образовательной среды.
4.Изучение рынка лабораторного оборудования, программного и методического обеспечения, материально-технических изделий учебного назначения, образовательных услуг.
5.Изучение спроса родительской общественности на образовательный заказ.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Образовательные результаты:
1.Повышение качества обучения у детей-инвалидов и детей с ограничениями по здоровью;
2.Формирование различных образовательных компетентностей;
3.Готовность и качественная сдача итоговой аттестации ГИА и ЕГЭ.
4.Включенность в предпрофильную подготовку;
5.Готовность к профильному обучению в среднеспециальных и высших учебных заведениях;
6.Всестороннее развитие способностей детей-инвалидов и детей с ограничениями по здоровью.
Научно-методические результаты:
1.Создание и тиражирование «Методических рекомендаций педагогов МОУ СОШ №3 по инклюзивному дистанционному образованию для педагогической общественности г.Стрежевого»;
2. Участие в методических конкурсах педагогов МОУ СОШ №3 и предоставление опыта по инклюзивному образованию;
3. Освещение в СМИ промежуточных итогов по инклюзивному образованию в МОУ СОШ №3.
Социальные результаты:
1.Компенсация особых потребностей детей-инвалидов и детей с ограничениями по здоровью;
2. Создание системы поддержки детей-инвалидов и детей с ограничениями по здоровью;
3. Вовлеченность детей в социум;
4.Удовлетворенность родителей выполнением МОУ СОШ №3 образовательного заказа.
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Осуществление оценки качества деятельности МОУ СОШ №3 в предоставлении инклюзивного образования осуществляется специалистами УО, экспертной комиссией , родительской общественностью. Создание службы мониторинга в УО , а также в МОУ СОШ №3 позволит отслеживать динамику качества успеваемости детей-инвалидов и детей с ограничениями по здоровью на различных этапах образовательной деятельности.

СОБСТВЕННЫЙ ВКЛАД В РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОЕКТА.
МОУ СОШ №3 предполагает вложить в реализацию проекта имеющиеся собственные ресурсы:
- Имеющиеся в школе 33 компьютера, доступ в Интернет.
- Школьная локальная сеть.
- Предметная медиатека (по математике, биологии, географии, химии, русскому языку, литературе, обучение в начальной школе, шахматы).
- Подготовленные к работе с компьютерными технологиями учителя-предметники.


ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ПРОЕКТА
Реализация инклюзивного образования педагогами МОУ СОШ№3 позволит приобрести опыт работы в данном направлении, который необходимо с течением времени совершенствовать в следующих направлениях:
1) привлечение к инклюзивному образованию на базе МОУ СОШ №3 всех детей города, нуждающихся в данной услуге;
2)создание условий для оказания индивидуальной психолого- педагогической поддержки детям- инвалидам и имеющим ограничения по здоровью;
3)расширения партнерского сотрудничества с целью привлечения финансов.

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА
СМЕТА

№ Наименование Расходы(руб)
1. Заработная плата( с налогами) 15 000
2. Подключение Интернета 5 000
3. Приобретение ноутбуков в количестве 3 шт. 60 000
4. Приобретение специальных лицензионных компьютерных программ 20 000
Итого: 100 000
Руководство и контроль за выполнением проекта осуществляется директором МОУ СОШ №3 Байрактаровым Л.Р.


Категория: модель инклюзивного образования | Добавил: tigritca (31.01.2012)
Просмотров: 8555 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Информер праздники сегодня
Вход на сайт
Поиск
http://web-landia.ru/images/new_design/LOGO_WL.png

                                                                     Формирование модели инклюзивного образования детей с

                                      ограниченными возможностями здоровья в МОУ СОШ №3.

Обоснование необходимости реализации проекта.
О том, что такое инклюзивное (от анг. inclusive - включающий) образование, знают многие. Ведь интеграция детей с ограниченными физическими возможностями в общеобразовательные учреждения - это закономерный этап развития системы специального образования в любой стране мира. В этот процесс вовлечены все высокоразвитые страны, в том числе и Россия. Возможность получения детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми -инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации.
В основе инклюзивного образования лежит право человека на образование, провозглашенное во Всемирной декларации Прав человека (1949). Столь же важным является право ребенка не подвергаться дискриминации, которое предусмотрено в Конвенции о правах ребенка (1989). Следствием этого права является то, что дети вправе получать тот вид образования, который не подвергает их дискриминации на основании умственной или физической инвалидности, обеспечивает развитие личности, способствует включению в общество и преодолению отчуждения.

Права детей – инвалидов и молодежи с инвалидностью на инклюзивное образование определяются так же международными документами – Декларацией Всемирной Конференции по образованию для всех (1990, Джомтьен), Стандартными правилами ООН по обеспечению равных прав и возможностей для людей с инвалидностью (1993), Саламанкской декларацией действий (ЮНЕСКО, 1994), Дакарскими рамками действия (Всемирный форум по образованию 2000).

Обеспечение прав инвалидов на образование помимо соответствующей политики государства требует механизмов и поддержки системы образования, чтобы обеспечить эти права, особенно для детей и молодежи.
Законодательство Российской Федерации, в соответствии с основополагающими международными документами в области образования, предусматривает принцип равных прав на образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья - как взрослых, так и детей. Гарантии права детей с ограниченными возможностями здоровья на получение образования закреплены в Конституции Российской Федерации, Законе Российской Федерации "Об образовании", Федеральных законах от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", от 24 ноября 1995 г. 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Веру в то, что интеграция/инклюзия в ближайшее время станут для Российской Федерации не экспериментом, но массовой практикой, вселяет и ратификация нашей страной Конвенции ООН о правах инвалидов (сентябрь 2008), и то, что новый 2009/10 учебный год Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев открыл в столичной школе, работающей в рамках инновационной программы «Инклюзивное образование».
В целях реализации положений указанных законодательных актов органами государственной власти субъектов Российской Федерации должны быть приняты исчерпывающие меры организационно-правового характера, обеспечивающие решение вопросов организации предоставления образования детям с ограниченными возможностями здоровья, отнесенных к их компетенции.
Готово ли наше общество и государство переосмыслить свое отношение к инвалидам, признать равенство их прав и осознать свою обязанность обеспечить таким людям равные со всеми другими возможности в разных областях жизни, включая образование?

Во многих субъектах Российской Федерации (Республика Карелия, Республика Саха (Якутия), Красноярский край, Ленинградская, Самарская, Ярославская области, г. Москва и другие) разработаны документы концептуального характера, посвященные вопросам развития образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Мероприятия, направленные на создание условий для получения образования детьми этой категории, реализуются в рамках региональных целевых программ развития образования или специально принятых для решения данных вопросов самостоятельных целевых программ.
В Томской области также начата работа по решению проблемы инклюзивного образования, которая должна решаться в связке с семьей, образовательным учреждением и общественными организациями.
В настоящее время образование детей-инвалидов в Томской области развивается в двух направлениях: в общеобразовательных школах и в специальных коррекционных образовательных учреждениях. На базе школы №54 и детского сада №40 проходит эксперимент по внедрению системы инклюзивного образования. В планах областного департамента общего образования - разработать и внедрить региональную программу инклюзивного образования
В рамках данного направления начинается развитие дифференцированной сети учреждений, осуществляющих деятельность по ранней диагностике и коррекции нарушений развития у детей, оказанию психологической, педагогической, социальной, медицинской, правовой помощи семьям с детьми, имеющими недостатки в физическом и (или) психическом развитии, по месту жительства, а также информирование населения об этих учреждениях и оказываемых ими услугах.
На сегодняшний день в Стрежевом уже существуют специализированные образовательные учреждения, непосредственно предназначенные для организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - коррекционные образовательные учреждения).Это, прежде всего, дошкольное образовательное учреждение компенсирующего вида-МДОУ№1, дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида- МДОУ №6, 9,11и специальная (коррекционная) школа- СКОШ, а также коррекционные и компенсирующие классы в общеобразовательных школах города. В городе на 2010-2011 учебный год нуждаются в получении образовательных услуг 29 детей, обучающихся на дому, и 150 детей-инвалидов. Таким образом, в Стрежевом ощущается острая необходимость во внедрении инклюзивного образования. Однако специалисты отмечают, что школьное пространство еще не подготовлено для нужд ребенка-инвалида,а модели перехода обычной школы на инклюзивное образование пока не существует. В то же время в МОУ СОШ№3 существует многолетний опыт обучения детей-инвалидов, детей с ограничениями по здоровью. С1996-97 учебного года в школе был открыт класс слабослышаших детей. В течение всего существования в школе есть дети, обучающиеся на дому, а также созданы классы компенсирующего и коррекционного обучения.
В стратегии развития школы на 2009-2012г.г.главным направлением является создание модели адаптивной школы , которая предусматривает внедрение адаптивных технологий в образовательный процесс. Следовательно, стратегия развития МОУ СОШ №3 неотрывно связана с внедрением и развитием инклюзивного образования.
Изучив и проанализировав существующие проблемы , противоречия и заказ общества в адаптивной школе, мы пришли к выводу о необходимости создания в МОУ СОШ №3 вариативных условий для получения инклюзивного образования детьми с ограниченными возможностями. Основным вариантом инклюзивного образования в МОУ СОШ №3 предлагаем считать дистанционное.
Инклюзивное образование - наиболее передовая система обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, основанная на совместном обучении здоровых детей и детей-инвалидов.
Обучаясь вместе, дети учатся жить вместе, стираются границы между инвалидами и здоровыми людьми. Ведь причиной инвалидности являются не столько медицинские проблемы, связанные с состоянием здоровья человека, сколько то состояние развития общества, которое своими барьерами препятствует реализации прав и свобод людей с нарушениями здоровья. Разрушение барьеров при получении образования приводит к объединению общественного пространства инвалидов и здоровых людей, меняется отношение к инвалидности: она считается не пороком, а особенностью того или иного человека.

По статистике, каждый одиннадцатый житель России имеет ту или иную форму инвалидности. Только в Томской области в настоящее время более 3,5 тыс. детей до 18 лет имеют статус ребенок-инвалид. В муниципальных общеобразовательных школах Томска обучаются более 740 детей-инвалидов, из них более 150 – на дому. Показатели Стрежевого на 2010-2011 учебный год:150 детей –инвалидов и 29 детей с ограничениями по здоровью, обучающихся на дому.
А в целом по России-это 13 миллионов человек с особенностями физического, психического или интеллектуального развития различной степени: врожденные или приобретенные в течение жизни нарушения опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, состояния психики, умственного развития. Они нуждаются в специально приспособленных условиях жизни и зачастую требуют посторонней помощи.
Инклюзия в широком смысле этого слова включает в себя не только сферу образования, но и весь спектр общественных отношений: труд, общение, развлечения. Везде должна быть создана доступная и доброжелательная атмосфера, преодолены барьеры среды и общественного сознания.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА
Создание условий для предоставления возможности учащимся с ограниченными возможностями по здоровью и детям-инвалидам г.Стрежевого на базе МОУ СОШ №3 реализовать право на получение качественного и доступного образования в дистанционном виде.
Обоснование выбора: Дистанционное образование позволит детям с ограниченными возможностями:
• самостоятельно более углубленно изучить предмет, нежели это происходит в режиме ограниченного количества часов при надомном обучении;
• организоваться в «виртуальные» классы посредством общения в режиме он-лайн конференции и работать совместными группами;
• общаться с преподавателями посредством веб-камеры или в чате, задавать вопросы и получать ответы, прослушивать лекции;
• получать предпрофильное образование;
• следить за своими успехами посредством программыNET-город;
• повысить свои информационно-коммуникативные компетенции;
• общаться с одноклассниками посредством использования программы скайп;
• чувствовать себя полноправными участниками образовательного процесса.
ЗАДАЧИ.
Разрабатывая вариативные формы инклюзии и внедряя их в практику, нами поставлены следующие задачи:
• провести расширенный анализ внутришкольной и, а также внутригородской численности детей-инвалидов и детей с ограничениями по здоровью на предмет нуждаемости в инклюзивном образовании;
• провести анализ форм заболевания у данной категории детей на предмет возможности их обучения с применением включающих и дистанционных форм;
• провести анализ потенциала и ресурса образовательного учреждения для перехода к реализации форм инклюзивного (дистанционного и включающего) образования детей-инвалидов и детей с ограничениями по здоровью;
• модифицировать учебные программы с учетом требований межпредметных связей, разноуровневости образовательного процесса, использования технологий компетентного образования;
• разработать и внедрить систему предупреждения и коррекции учебных затруднений учащихся с ограничениями по здоровью;
• обеспечить родителям возможность получать необходимую консультативную помощь;
• обеспечить педагогам, работающим с интегрированными детьми, постоянную и квалифицированную методическую поддержку.

ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА.

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА,
- Администрация и партнеры школы,
- Педагогический коллектив школы,
- Ученический коллектив,
- Родительская общественность.
- Медицинский персонал школы,
- Психолог, логопед.
- Системный администратор.
ИМЕЮЩИЕСЯ РЕСУРСЫ.
- Наличие в школе 33 компьютеров, доступ в Интернет.
- Школьная локальная сеть.
- Предметная медиатека (по математике, биологии, географии, химии, русскому языку, литературе, обучение в начальной школе, шахматы).

- Подготовленные к работе с компьютерными технологиями учителя-предметники.


НАПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

1. Обеспечение организационных условий
1.Создание координационного совета по внедрению инклюзивного образования в МОУ СОШ №3 в составе:
А).Директор и зам.директора (обеспечение нормативно-правового регулирования, мотивационная деятельность, подготовка кадров, связи с внешними структурами);
Б). Кураторы от ШМО (система модификации учебных программ, адаптированных к дистанционному образованию);
В). Психолог и соц.педагог(обеспечение социально-педагогического сопровождения);
Г). Медицинские работники (мониторинг и оценка здоровья);
Д).Родительская общественность и представители ученического коллектива (обеспечение донесения решений координационного совета);
2.Привлечение к инклюзивному образованию на базе МОУ СОШ №3 нуждающихся детей из других микрорайонов города;
3. Создание службы мониторинга (входной, промежуточный и итоговый контроль за качеством инклюзивного образования).

2. Обеспечение информационных условий


1. Создание медиатеки, адаптированной к инклюзивному дистанционному образованию;
2. Информационная поддержка и тиражирование в СМИ опыта МОУ СОШ №3 в направлении инклюзивного дистанционного образования;
3. Информирование педколлектива о деятельности координационного совета и развитии инклюзивного образования в МОУ СОШ№3;
4. Создание информационных листков для родительской и ученической общественности школы и города.

3. Обеспечение кадровых условий
1.Подготовка кураторов дистанционного образования;
2. Психологическая поддержка педагогов, направленная на развитие их взаимодействия с инвалидами;
3. Обучение и подготовка педагогических кадров к осуществлению дистанционного обучения;
4. Подготовка лаборанта для координации дистанционного образования.

4. Создание мотивационных условий
1. Включение в программу школы по стимулированию педагогических работников пункта о материальном поощрении педагогов, работающих в программе инклюзивного дистанционного образования;
2. Предоставление условий для тиражирования и представления своего опыта для широкой общественности города в направлении инклюзивного дистанционного образования.

5. Создание программно-методических условий


1.Утверждение плана работы координационной группы ;
2. Разработка и переработка существующих учебных программ с целью адаптации для инклюзивного дистанционного образования;
3. Создание медиатеки электронных пособий, уроков для детей, включенных в дистанционное образование.
4. Разработка критериев оценивания качества успеваемости на входном, промежуточном и итоговом этапах инклюзивного обучения.

6. Создание нормативно-правовых условий
1.Издание Приказа о деятельности координационного совета;
2.Утверждение положения о деятельности координационного совета Методическим советом МОУ СОШ №3
3. Разработка Положения об инклюзивном дистанционном образовании в МОУ СОШ №3 на основании Положения об инклюзивном образовании г.Томска
4.Лицензия МОУ СОШ № 33 от 10 августа 2009г., Свидетельство о государственной аккредитации № 56 от 27 февраля 2010г.,выданные Комитетом по контролю, надзору и лицензированию в сфере образования Томской области.

7.Создание материально-технических условий
1. Выделение администрацией города материально-технических средств (ноутбуки на каждого нуждающегося ребенка, доступ в интернет)
2. Обеспечение дистанционного образования программами вебинара (канал передачи информации со скоростью не менее 1 Мбит/с), скайпа;
3. Выделение ставки системного администратора для координации работы дистанционного образования.




МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ПРОЕКТНЫХ ЗАДАЧ.
Основными методами решения проектных задач являются:
1.Изучение нормативных документов по реализации доступного образования
2.Анализ качества существующей системы адаптации детей-инвалидов и детей с ограничениями по здоровью.
3.Составление администрацией, внешними экспертами независимых перечней направлений, средств повышения качества внутришкольной адаптивной образовательной среды.
4.Изучение рынка лабораторного оборудования, программного и методического обеспечения, материально-технических изделий учебного назначения, образовательных услуг.
5.Изучение спроса родительской общественности на образовательный заказ.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Образовательные результаты:
1.Повышение качества обучения у детей-инвалидов и детей с ограничениями по здоровью;
2.Формирование различных образовательных компетентностей;
3.Готовность и качественная сдача итоговой аттестации ГИА и ЕГЭ.
4.Включенность в предпрофильную подготовку;
5.Готовность к профильному обучению в среднеспециальных и высших учебных заведениях;
6.Всестороннее развитие способностей детей-инвалидов и детей с ограничениями по здоровью.
Научно-методические результаты:
1.Создание и тиражирование «Методических рекомендаций педагогов МОУ СОШ №3 по инклюзивному дистанционному образованию для педагогической общественности г.Стрежевого»;
2. Участие в методических конкурсах педагогов МОУ СОШ №3 и предоставление опыта по инклюзивному образованию;
3. Освещение в СМИ промежуточных итогов по инклюзивному образованию в МОУ СОШ №3.
Социальные результаты:
1.Компенсация особых потребностей детей-инвалидов и детей с ограничениями по здоровью;
2. Создание системы поддержки детей-инвалидов и детей с ограничениями по здоровью;
3. Вовлеченность детей в социум;
4.Удовлетворенность родителей выполнением МОУ СОШ №3 образовательного заказа.
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Осуществление оценки качества деятельности МОУ СОШ №3 в предоставлении инклюзивного образования осуществляется специалистами УО, экспертной комиссией , родительской общественностью. Создание службы мониторинга в УО , а также в МОУ СОШ №3 позволит отслеживать динамику качества успеваемости детей-инвалидов и детей с ограничениями по здоровью на различных этапах образовательной деятельности.

СОБСТВЕННЫЙ ВКЛАД В РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОЕКТА.
МОУ СОШ №3 предполагает вложить в реализацию проекта имеющиеся собственные ресурсы:
- Имеющиеся в школе 33 компьютера, доступ в Интернет.
- Школьная локальная сеть.
- Предметная медиатека (по математике, биологии, географии, химии, русскому языку, литературе, обучение в начальной школе, шахматы).
- Подготовленные к работе с компьютерными технологиями учителя-предметники.


ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ПРОЕКТА
Реализация инклюзивного образования педагогами МОУ СОШ№3 позволит приобрести опыт работы в данном направлении, который необходимо с течением времени совершенствовать в следующих направлениях:
1) привлечение к инклюзивному образованию на базе МОУ СОШ №3 всех детей города, нуждающихся в данной услуге;
2)создание условий для оказания индивидуальной психолого- педагогической поддержки детям- инвалидам и имеющим ограничения по здоровью;
3)расширения партнерского сотрудничества с целью привлечения финансов.

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА
СМЕТА

№ Наименование Расходы(руб)
1. Заработная плата( с налогами) 15 000
2. Подключение Интернета 5 000
3. Приобретение ноутбуков в количестве 3 шт. 60 000
4. Приобретение специальных лицензионных компьютерных программ 20 000
Итого: 100 000
Руководство и контроль за выполнением проекта осуществляется директором МОУ СОШ №3 Байрактаровым Л.Р.



Copyright MyCorp © 2019
Бесплатный хостинг uCoz